История и особенности советского плаката
Советские плакаты – это удивительные по своей силе наглядные пособия. Их обменивают, покупают и продают коллекционеры до сих пор. Основное назначение заключалось в создании пропаганды и агитации. Именно печатные листы могли «добраться» до граждан туда, где были недоступны радио и телевидение. Одни призывали к здоровому образу жизни, другие – к активной трудовой деятельности, нацеленной на выполнение плана. Третьи поддерживали патриотизм.
Характер и история развития во многом зависели от событий, происходивших в СССР. Так направленность агитационных советских плакатов можно разделить на несколько периодов:
- 1918 г. Гражданская война.
- 1920 г. Новая экономическая политика.
- 1930 г. Индустриализация, наращение промышленных мощностей.
- 1940-1945 гг. ВОВ. Именно в этот период советские плакаты помогали гражданам не падать духом, а военным поддерживать стремление к победе любой ценой.
- 1950-1960 гг. Непростое послевоенное время, перетекающее в хрущёвскую оттепель.
В период застоя и перестройки плакаты были нацелены на трудовой класс, как на двигатель прогресса и основу развития крепкого и независимого общества.
За умение убеждать и поднимать массы на подвиги (как военные, так и индустриальные) плакаты советского времени выделились в самостоятельное художественное направление. Простыми и понятными – именно такими были рисунки авторов, работающих самостоятельно либо в составе одного из известных в тот период творческих объединений.
Разновидности плакатов Советского Союза
Все плакаты советского времени делятся на:
- Революционные и военные. Выпускались в сериях «Окна РОСТА», «Окна ТАСС».
- Просветительские. Это популярные листы с призывами к ЗОЖ, соблюдению правил безопасности и поведения в обществе. Большую часть сообщений художники рисовали для борьбы общества с курением и алкоголем.
- Рекламные. Это всевозможные афиши, выгодное представление новой продукции или продвижение старой. В рекламе нуждались не только консервы, но также услуги «Аэрофлота», иных государственных учреждений, печатные издания. Среди рекламных существовали и листы, призывающие хранить деньги в «Сберкассе», попытать удачу в лотерее, купить акции.
- Методические. Это учебные пособия, которые в доступной форме могли объяснить суть каких-то процессов, осветить сложную тему.
Купить советские плакаты можно с целью инвестирования, для личной коллекции или в подарок. Работы тех времен уникальны и неповторимы, они передают дух эпохи СССР.
Уникальность надписей и образов на советских плакатах
У плакатов советского периода выработался свой уникальный стиль. Несмотря на то, что их разрабатывали разные творческие объединения и множество авторов, оформление было узнаваемым. Своеобразной «фишкой» плакатов советского времени являлся леттеринг –надписи и отдельные буквы, нарисованные от руки. Сложность ручного метода заключалась в сохранении единообразия, выдерживании шрифта и пропорций. Сообщение должно было читаться легко и без запинок даже на расстоянии, при этом иметь внешне привлекательный вид и запоминающийся характер. Распространение в плакатах также получили гротески, декоративные шрифты с обводкой по периметру букв, топографический шрифт (антиква), для которого характерны засечки.
Именно со времен Советского Союза из плакатов рождались первые мемы – граждане говорили запоминающимися, яркими и содержательными фразами. Рукописный почерк создавал ощущение приватности, каждый читающий сообщение расценивал его как обращение к собственной персоне. Отсюда там много ёмких и побудительных предложений с обращением в единственном числе – лучше восприятие, визуализация и перенос на себя. А значит эффективность пропаганды или рекламы возрастает в разы. Из надписей вырастали фигурки людей, а из образов формировались знаки препинания. Например, рекламный плакат А. Родченко, созданный в 20-е гг. прошлого столетия, изображает голову слона в форме вопросительного знака.
Образы людей в социальной рекламе и пропагандистских сообщениях – они были всегда светлыми и ясными. Лица рабочих со здоровым румянцем освещало солнце, глаза искрились позитивом. Крепкие тела с признаками регулярной утренней зарядки. Головы обычно подняты вверх – навстречу восходящему солнцу и в ожидании будущего, которое народ строит своими руками здесь и сейчас.
Самым популярным цветом у художников советских плакатов был, конечно же, красный. Он в сочетании с черным являлся фоном для мрачных военных плакатов. Вместе с синим и желтым использовался чаще в рекламных афишах, нежели в военно-политических.
Статистические данные
Согласно статистическому сборнику «Всесоюзной книжной палаты», история советского плаката развивалась стремительно. Если в период с 1917 г. по 1957 г. (за 40 лет) было выпущено 916 изданий политических плакатов, то за один только 1985 г. выпусков было уже 3401. Тираж в первом случае составил 36 тыс. эк., во втором – 187,2 тыс.