0 0

«Боевой карандаш»: история и особенности творческого объединения

01.05.2022

Объединение «Боевой карандаш» – команда увлеченных художников (живописцев, графиков, литографов) и поэтов. Мастера трудились сутками, а история их объединения началась с желания поддержать боевой дух солдат Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Первый плакат с названием «Новогодняя елка у белофинского волка» после размножения попал и в самые отдаленные воинские части. Местом сбора «Боевого карандаша» стал дом Герцена 38 в Ленинграде, где находился Союз художников.

 

Печать плакатов осуществлялась способом литографии – с помощью специализированных станков либо ручную. Таким образом, работы не прекращались даже при перебоях в подаче электричества. Места размещения были самые разные – производственные комплексы, улицы городов. Наиболее удачные и вдохновляющие варианты плакатов «Боевого карандаша» масштабировались до панно, которые украшали улицы блокадного Ленинграда в годы ВОВ.  

Художники «Боевого карандаша» объединили лубочный стиль с плакатным. Текст был представлен как в виде обычных фраз, так и в формат четверостиший. Даже самые серьезные и мрачные темы, события, образы носили некий игровой характер. Благодаря карикатурам «Боевого карандаша» и сатирическим заметкам, у людей в непростые для страны времена появлялась надежда на светлое будущее. 

История первых рисунков «Боевого карандаша»

Предшественником объединения художников стало информационное издание со схожим названием. «Боевой листок» содержал текст, первые выпуски появились при Хасанских боях в 1938 г., когда произошел ряд столкновений между Красной армией и императорскими войсками Японии. Ключевым отличием явилась форма подачи агитационного материала. На плакатах «Боевого карандаша» основу составляют образы, лишь изредка дополненные подписями и пояснениями. 

В представлении многих «Боевой карандаш» это карикатуры, что неслучайно. Первые листы с эмблемой творческого объединения появились в конце 1939 года в разгар советско-финских столкновений. Суровая военная зима требовала от народа решительности и непоколебимости, которую смогли придать именно плакаты талантливых художников. После некоторого перерыва выпуск плакатов с карикатурами возобновился, превратившись в настоящее и довольно мощное оружие. Одновременно поддерживался военный дух на фронте и желание помочь всеми силами своей стране в тылу. Творческую деятельность авторов союза «Боевой карандаш» можно разделить на 3 этапа:

  • Советско-финляндская война.
  • Великая Отечественная война. 
  • Хрущевская оттепель. Выступление Хрущева с разоблачением Сталина и новый период в стране пришлись на 1956 год.

Агитационные плакаты и иные материалы объединения «Боевой карандаш» обладали мощной силой, пробуждающей и укрепляющей патриотизм в умах советских граждан. 

Художники и поэты

В создании рисунков участвовали живописцы Серов, Нелюбин, Трунёв, Кокош, Мазрухо, Казанцев, Каминский. За все существование «Боевого карандаша» художников в творческом союзе было немало. Среди значимых графиков Ефимовский, Петров, Курдов, Гальба, Кочергин, Гордон, Астапов и Муратов (которые в разные периоды выступали в роли главных редакторов).  При необходимости создавать эстампы привлекались мастера Тырса и Верейский. Помимо них был скульптор Пелипейко. Благодаря колким фразам поэтов союза «Боевой карандаш», образы становились четче и понятнее. Подписи к рисункам на плакатах придумывали Тимофеев, Саянов, Тихонов, Прокофьев, Спасский. 

Каталог
+7 (495) 990-46-90
Написать в WhatsApp
Отмена

Нужна

помощь в подборе?

Написать в WhatsApp
Перейти
Вверх